Иногда программисты сохраняют в стеке указатели функций и затем по мере необходимости используют их. Часто указатели используются там, где требуется динамически изменять часть программы. Машины сценариев (scripting engines; машина сценариев - приложение, способное выполнять сценарии (script), написанные наязыке сценариев, например VBScript или JavaScript) и программы синтаксического анализа часто пользуются этим приемом. Указатель функции - это адрес, по которому будет передано управление командой вызова функции call прямо или косвенно, основываясь на сохраненных в стеке данных. При подмене в стеке указателей можно будет управлять вызовами функций, не влияя на содержимое регистра EIP.

Чтобы воспользоваться указателем функции в стеке, следует вместо подмены содержимого регистра ЕГР подменить часть стека с сохраненным адресом функции. Подмена указателя вызываемой функции, как и перезапись области хранения содержимого регистра ЕГР, позволит выполнить нужный программный код. Нужно только выяснить содержимое регистров и написать программу переполнения буфера, что вполне возможно.

Переполнения области динамически распределяемой памяти

До сих пор в главе описывались атаки на буфер памяти, размещенный в стеке. Известны простые способы влияния на работу программы, если ее буфер данных расположен в стеке. Поэтому можно считать, что вопросы переполнения буфера хорошо изучены. Кроме стека, в программе используется еще один тип распределения памяти - область динамически распределяемой памяти («куча»).

Функции malloc- типа HeapAllocQ, mallocQ и new() выделяют программе область динамически распределяемой памяти, а функции HeapFreeQ, freeQ и deleteQ освобождают ее. Управляет областью динамически распределяемой памяти компонента операционной системы, известная как менеджер кучи (heap manager), который выделяет динамически распределяемую память процессам, обеспечивая при необходимости увеличение ее размера.

Динамически распределяемая память отличается от памяти стека тем, что это постоянный объект, время жизни которого не ограничено временем выполнения создавшей и использующей его функции. Это означает, что распределенная функцией динамически распределяемая память остается распределенной, пока она не будет явно освобождена. Поэтому переполнение динамически распределяемой памяти может никак не отразиться на работе программы до тех пор, пока она не будет повторно использована. В динамически распределяемой памяти не хранится что-либо похожее на содержимое регистра ЕГР, но в ней часто хранятся не менее важные вещи.

Подобно сохранению указателей функций в стеке, указатели функции могут быть сохранены в динамически распределяемой памяти.

Разрушение указателя функции Основная уловка, приметаемая к динамически распределяемой памяти, - разрушение указателя функции. Для этого существует много способов. Для начала можно попробовать подменить один объект из динамически распределяемой памяти на другой из соседней «кучи». Объекты класса и структуры часто хранятся в динамически распределяемой памяти, поэтому такая возможность существует. Например, для этого можно воспользоваться простым для понимания способом, известным под названием «нарушение границы» или «посягательство на объект» (trespassing).

Нарушение границы динамически распределяемой памяти В приведенном ниже примере два объекта класса размещены в динамически распределяемой памяти. При переполнении статического буфера одного из них нарушаются границы соседнего объекта. В результате во втором объекте перезаписывается указатель vtable - указатель таблицы виртуальных функций (virtual-function table pointer). Перезапись указателя виртуальных функций во втором объекте приводит к тому, что он начинает указывать на заранее подготовленный буфер - заготовку Троянской таблицы, куда затем записываются новые адреса функций класса. Один из них - адрес деструктора. Перезапись адреса деструктора приводит к вызову нового деструктора при удалении объекта. Указанным способом можно управлять любой программой по своему усмотрению - достаточно изменить указатель деструктора таким образом, чтобы он указывал на программный код полезной нагрузки. Единственное, что может помешать, - это нулевой указатель в списке адресов объектов динамически распределяемой памяти. Тогда программный код полезной нагрузки должен быть или размещен в области, указатель на которую не равен нулю, или следует воспользоваться одним из ранее изученных способов работы со стеком для загрузки в регистр EIP адреса перехода на нужную программу. Этот способ демонстрируется следующей программой.

// class_tresl.cpp : Defines the entry point for the console // application.
#include <stdio.h>
#include <string.h> class testl {
public:
char name[10]; virtual -testl(); virtual void run();
};
class test2
{
public:
char name[10]; virtual ~test2(); virtual void run();
};
int main(int argc, char* argv[])
{
class testl *tl = new class testl; class testl *t5 = new class testl; class test2 *t2 = new class test2; class test2 *t3 = new class test2;
//////////////////////////////////////
// overwrite t2”s virtual function // pointer w/ heap address
// 0x00301E54 making the destructor // appear to be 0x77777777 // and the run() function appear to //be 0x88888888
//////////////////////////////////////

strcpy(t3->name, «\x77\x77\x77\x77\x88\x88\x88\x88XX ХХХХХХХХХХЛ “XXXXXXXXXX xxxxxxxxxx xxxxxxxxxx XXXX\x54\xlE\x30\x00"); delete tl;

delete t2; // causes destructor 0x77777777 to be called delete t3; return 0;
}
void testl::run()
{
}
testl::~testl()
{
}
void test2::run()
{
puts(“hey”);
}
test2::~test2()
{
}

На рисунке 8.24 приведены пояснения к примеру. Близость между объектами динамически распределяемой памяти позволяет во время переполнения буфера подменить указатель виртуальных функций соседнего объекта динамически распределяемой памяти. Подмененный указатель начинает указывать на контролируемый буфер с новой таблицей виртуальных функций. При попытке вызова функций класса будут вызываться функции, на которые указывают указатели в новой таблице виртуальных функций. Лучше всего подменить указатель на деструктор класса, поскольку он всегда вызывается при удалении объекта из памяти.

Нарушение границы динамически распределяемой памяти

Рис. 8.24. Нарушение границы динамически распределяемой памяти

Новаторские принципы построения программного кода полезной нагрузки

Изученные хитроумные способы переполнения буфера дополняют новаторские принципы построения программного кода полезной нагрузки, позволяющие ему успешно выполняться в разных средах. В секции приведены современные сведения о построении программного кода полезной нагрузки, которые позволяют повысить функциональные возможности и гибкость управляющего кода.

Программы переполнения буфера предполагают легкость модификации. Каждая часть программы переполнения буфера, будь то инициализация буфера, выбор точки перехода или другие компоненты программного кода полезной нагрузки, должна быть адаптирована к конкретной ситуации. В конечном счете программа переполнения буфера должна быть оптимизирована для работы в условиях ограниченности доступной памяти, прессинга со стороны систем обнаружения вторжения или проникновения в ядро операционной системы.

Использование того, что у вас есть

Даже простые программы часто загружают в память больше программных модулей, чем им действительно нужно. При установке связи с динамически подключаемой библиотекой программа определяет, когда загружать библиотеку: при запуске программы или во время ее выполнения. К сожалению, при использовании динамически подключаемой библиотеки DLL или совместно используемой библиотеки в системе UNIX в память загружается программный код всей библиотеки, а не только необходимые функции. Это означает, что в программу включается не только необходимый программный код, но и масса дополнительных функций. Современные операционные системы и мощные компьютеры не видят в этом ничего плохого, поскольку лишний программный код никогда не будет выполнен и, следовательно, он не окажет никакого воздействия на работу программы.

Но у злоумышленника другое отношение к дополнительному никогда не выполняющемуся коду. Для него он может оказаться чрезвычайно полезным. Его можно использовать для поиска не только точек перехода, но и уже загруженных в память полезных битов и фрагментов программного кода. При условии частой загрузки динамически подключаемых библиотек можно использовать загруженные неиспользуемые функции.

Статическая компоновка библиотек может уменьшить количество добавляемого в программу выполнимого кода до минимума, но на практике это часто не делается. Подобно библиотекам динамической связи, статические библиотеки обычно содержат большой объем программного кода на все случаи жизни, увеличивая непроизводительные издержки. Поэтому компоновка программы с использованием статических библиотек в большинстве случаев также приводит к избыточному программному коду.

Например, если библиотека kernel32.dll загружена, то можно использовать любую ее функцию, даже не используемую явно программой. Функцию можно использовать, потому что она, как и все другие компоненты библиотеки, уже загружена в память. Другими словами, при установлении связи с любой динамически подключаемой библиотекой DLL загружается гораздо больше программного кода, чем это кажется на первый взгляд.

Другой пример использования имеющегося под рукой кода относится к UNIX-системам. Речь идет о трюке, который использовался исследователями безопасности для преодоления защиты ранних патчей ядра Linux и модификаций ядра в рамках проекта РАХ. Впервые этот трюк применила Solar Designer. Он заключался в записи в стек сначала параметров функции execve, а затем подмены хранимого в стеке содержимого регистра EIP на адрес функции execve. Стек оказывался настроен таким же образом, как и при вызове функции execve. По завершении функции команда ret восстанавливала подмененное содержимое регистра EIP и передавала управление на функцию execve. Следовательно, при подозрении взлома защиты выполнения программ из стека можно заблокировать выполнение программ из стека.

Фильтрация входных данных | Защита от хакеров корпоративных сетей | Загрузка новых динамически подключаемых библиотек


Защита от хакеров корпоративных сетей



Новости за месяц

  • Июль
    2019
  • Пн
  • Вт
  • Ср
  • Чт
  • Пт
  • Сб
  • Вс